Андрей рублев житие


В культуре любого народа есть идеалы, которые на протяжении многих веков являются образцами для творчества. Одним из таких идеалов в русской культуре является творчество Андрея Рублёва. Его работы создавались во время великих перемен в жизни русского народа. В людях проснулось самосознание и понимание необходимости объединения ради достижения независимости. На этой волне пробуждается интерес к культуре Руси домонгольского периода и появляются великие живописные и литературные произведения.

Загадка Рублёва

Андрей Рублёв — одна из самых загадочных личностей в отечественной истории. О нём сохранились лишь краткие записи в работах современников и более поздних источниках. Довольно трудно определить и точное количество его работ. Это связано с традицией не подписывать иконописные работы, так как они являлись олицетворением Господа и святых предстоятелей и писались по установленным канонам, а не по воле иконописца.

Преподобный Андрей Рублев

Биография

Житие святого преподобного мужа не составлено. Но историки на основе отрывочных фактов восстановили его жизненный путь.

Молодые годы

Точная дата и место рождения великого иконописца не установлены. Принято считать, что он появился на свет в 60-70 гг. XIV столетия на землях московского или новгородского княжеств. Это выводы исследователи делают на основе анализа его работ, в которых прослеживается влияние русской иконописной школы. Её центрами были новгородская и владимиро-суздальская земля.

О его семье ничего не известно, но прозвище Рублёв может говорить о принадлежности к потомственным ремесленникам. О его детских годах сведения также не сохранились. Некоторые учёные считают, что преподобный иконописец какое-то время жил и учился мастерству в Болгарии и Византии.

Традиция посещать земли и страны, в которых зарождались христианские традиции, существовала у русских творческих людей и монахов многие столетия. Пребывание Рублёва на греческой земле объясняет сочетание в его работах признаков и русской, и византийской иконописи.

Зрелость

Дата принятия Андреем монашеского пострига точно не определена. Считается, что это события произошло до 1405 г., когда уже опытный иконописец участвовал в росписи Благовещенской церкви, расположенной в московском Кремле.

Место вступления мастера в монашескую жизнь также не указано в источниках. Его творческий путь связан с двумя обителями, расположенными в московских землях, Спасо-Андрониковым монастырём и Троице-Сергиевой лаврой. Исследователи считают, что монашеский путь иконописец начал в московской обители, где выполнял заказы московского митрополита и великого князя. А во время работы в монастыре, основанным преподобным Сергием, он обрёл духовного наставника в лице Никона Радонежского.

Житийная икона Андрея Рублева

В течение 20 лет иконописец совместно со своим товарищем в посте Даниилом Чёрным вёл праведную жизнь, состоящую в служении Господу. Оно выражалось в создании живописных работ, в которых отражалась идея душевной силы и красоты человека, созданного для единения со Всевышним Создателем.

Земной путь иконописца-подвижника закончился осенью 1428 г. в московском Андрониковом монастыре. По более поздним свидетельствам, местом его погребения является территория, примыкающая к колокольне соборного храма обители.

Интересно: по легенде, в час физической смерти Даниилу Черному было явлено откровение о небесном прославлении его собрата.

Почитание и канонизация

Благочестие и святость иконописца признавали и современники, и потомки. В XVI столетии, созданный им образ Пресвятой Троицы с благословения Стоглавого Собора становится каноничным изображением. В это же время появляется сочинение, описывающее идеального создателя икон, прообразом которого, по мнению исследователей, является святой Андрей. На книжных миниатюрах, написанных в XVI-XVII веках, иконописец изображался с сияющим кругом у головы.

Официальная канонизация Андрея Рублёва произошла в 1988 г. Его возвели в лик преподобных святых. Дни его памяти отмечаются православными христианами три раза в год:

  • в день смерти святого преподобного Андрея 4 июля;
  • в составе Собора Радонежских святых 6 июля;
  • в праздник Собора Московских святых 26 августа.

Творчество

В работах Андрея Рублёва сочетаются иконописные традиции, характерные для византийской и московской живописной школы XIV в. Его творения отличают следующие характерные черты:

  • плавные линии в изображении фигур и одежд;
  • тонкая прорисовка ликов и одеяний;
  • преобладание в цветовой гамме работ насыщенных светлых и нежных оттенков;
  • чёткие параболические линии в построении композиции.

Все эти черты просматриваются и в монументальных, и в иконописных работах, и в книжных миниатюрах.

Иконопись

Авторство средневековых икон определить практически невозможно, так как они не подписывались создателями.

Преподобный живописец написал множество святых образов, малая часть из которых сохранилась до современности. К ним относятся:

  • «Святая Троица» — единственная икона преподобного Андрея, авторство которой не вызывает сомнений исследователей. В основе её сюжета лежит библейское сказание о явлении праведному Аврааму Господа в виде трёх ангелов. Они сидят вокруг стола, в центре которого стоит голова жертвенного тельца. На заднем плане изображены дом, в котором жил праведный муж, а также дуб, в тени которого он принимал гостей и гора, куда привёл для жертвы своего сына Исаака.

    «Святая Троица» — знаменитая икона Андрея Рублева

Считается, что центральный ангел — символ Иисуса Христа, готового покорно выполнить волю Отца. Левая фигура представляет Бога-отца, который благословляет чашу, обозначающую предстоящие мучения Христа. Третий ангел, символизирующий Святого Духа, утешает Сына. Лица ангелов наполнены светлой грустью и покоем, который присутствует и в их позах. Икона была написана в 10-20 гг. XV в. для Троицкого храма Сергиевой лавры. В настоящее время она является одним из главных экспонатов Третьяковской галереи.

  • «Звенигородский чин» — три иконы, написанные для деисусного чина иконостаса. Они изображают Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла. Икона «Спас» — одно из наиболее известных произведений, приписываемых руке преподобного Андрея — сохранилась не полностью. Чётко видны лишь часть лика и небольшой участок одеяний. Иконописец, придерживаясь традиционных иконописных канонов в общем изображении, придал спокойному лицу Иисуса Христа выражение не только мудрости и милосердия, но и оттенок усталости.

Перед этим ликом верующий человек должен был не просто каяться в своих деяниях, а задуматься о своей жизни и постараться услышать слова Господа, идущие из души. Лики, написанные в конце XIV в., хранятся в зале Рублёва в Третьяковской галерее.

  • Образ Божией Матери Владимирской, созданный для храма Успения владимирского кремля, написан в начале XV в. Изображение представляет собой список распространённого иконографического сюжета «Умиление». Богородица прижимает к себе младенца Христа, который с любовью смотрит ей в глаза и обнимает за шею. Икона наполнена чувством покоя и умиротворенности, бесконечной любви Богородицы ко всему человечеству в лице Сына Господа. Она находится во владимирском музее-заповеднике.

Монументальная живопись

Все письменные упоминания об Андрее Рублёве связаны с его монументальными работами-росписями храмов, расположенных в различных городах центральных русских княжеств. К ним относятся:

  1. Росписи в московском Благовещенском соборе инок Андрей создавал в 1405 г. совместно с признанными мастерами Феофаном Греком и Прохором с Городца. До современности первая монументальная работа великого мастера не сохранилась, так как культовая постройка была полностью перестроена в конце XV в.
  2. Росписи владимирского Успенского храма иконописец создавал вместе с Даниилом Чёрным в 1408 г. До настоящего времени сохранились фрагменты изображений. Руке святого Андрея принадлежат фрески, расположенные в северной и южной части центрального объёма собора. Среди них выделяются изображения Страшного суда, ангела со свитком и апостолов-евангелистов.

    Фрески Андрея Рублева в Успенском соборе г. Владимира

  3. В 1425-27 гг. те же иконописцы работали в Троице-Сергиевой лавре над росписями соборного храма, которые были заменены на новые вследствие ветхости в середине XVII в. Возможно, в это же время создавалась сохранившаяся икона «Святой Троицы».
  4. Последней монументальной работой преподобного инока стали росписи Спасского собора московского Андроникова монастыря. Исследователи считают, что расположенные в откосах окон современного здания орнаменты, относятся к изображениям, созданным Андреем Рублёвым.

Оформление книг

Руке святого Андрея принадлежат несколько миниатюр в Евангелие, которое подарил Сергиевой лавре боярин Хитров. Они изображают Евангелистов и их символы. Наиболее известна среди них миниатюра ангела, символизирующего апостола Матфея. На ней широко шагающий ангел помещён в круг, который делает целостной и спокойной его фигуру.

На заметку! Сегодня уникальная книга хранится в Российской Государственной библиотеке.

Андрей Рублёв, творчество которого ознаменовала начало подъёма русской национальной культуры, изменил восприятие Господа, как карающего и строгого Судьи, на мудрого и любящего Отца, взирающего со спокойствием на своих детей. Его работы сделали его уважаемым современниками подвижником, праведные деяния которого признали потомки и возвели мастера в лик святых иконописцев, поставив его в один с родоначальником иконописи святым Лукой.

Документальный фильм о жизни и творчестве Андрея Рублева

Русская иконопись начала зарождаться сразу же после Крещения Руси. Писанию икон суждено было прославиться как искусству, вокруг которого и образовалась русская культура. Первые иконы, появившиеся на Руси, были византийскими. Из города Корсунь их привез князь Владимир. И он, и его преемники приглашали иконописцев, чтобы писать православные сюжеты уже на русской земле, а главное — научить этому искусству и наших мастеров. В тринадцатом веке Хан Батый разорил страну. Ужасные события отразились на всей жизни русского народа. В пламени пожаров гибли и люди, и иконы, о которых столь тщательно заботились священники и монахи. Восстанавливать убранство церквей снова приглашали греческих мастеров. Но уже достаточно на русской земле было и своих духовных художников. Наступали времена расцвета русской иконописи…

…Московское княжество, год 1408-й от Рождества Христова…

После смерти митрополита Киевского и всея Руси Киприана два года пустовал престол русской поместной Церкви. Слухи о том, кто теперь его займет, ходили разные. Наконец, стало известно — новым митрополитом стал греческий священнослужи́тель по имени Фотий. К его приезду готовились во всех городах и селах. Успенский собор города Владимира ради такого события решили заново расписать фресками. Поручение было дано монахам из Спасо-Андрониковой обители. Один из них — Андрей Рублев — всего три года назад был младшим иконописцем в работах над Благовещенским собором Московского Кремля. Тогда сам Феофан Грек руководил росписью фресок и скромным мастером Андреем остался доволен. После того, как Андрей закончил расписывать собор во Владимире, все восхитились красотой и величием фресок. Чудесные краски отличали композиции на сводах храма. Всякого входящего в собор охватывало чувство благоговения. А еще через несколько лет Андрей написал икону, которая и по сей день считается самой выдающейся и значимой на Руси. Имя ей «Святая Троица». Простота изображения Троицы удивительным образом сочетается с вечной и неземной мудростью во взглядах ангелов, а композиция иконы поражает своей точностью, и глубиной смысла. Как же Андрею это удалось? Все дело в том, что Андрей Рублев был не просто хорошим художником, но глубоко верующим монахом. В поисках Божьего откровения преподобный Андрей погружался в себя, верный словам Христовым: «Царствие Божье внутри нас». Бывало, он днями и неделями ничего не говорил, и все братья замечали, что Андрей словно бы и не присутствует среди них. Так выражалось его затворничество.

Летописцы называют иконы Андрея благодатными — ведь рукой святого художника управлял сам Господь. До наших времен дошли лишь немногие из них. Известен цикл икон Успенского собора во Владимире, среди которых образа архангелов и Богоматери, святых Иоанна Богослова, Иоанна Златоуста и Андрея Первозванного. Его кисти принадлежит и удивительная икона «Спас». Время не позволило живописи хорошо сохраниться, осталась только часть лица Спасителя, но и через века на нас обращен его мудрый, величественный взор, полный любви и сострадания. До сих пор Андрей Рублев почитается как скромный святой, через свои прекрасные иконы открывший миру Божью истину.