Апостол тимофей


Память 22 января / 4 февраля

Читает иеромонах Клеопа (Данелян)

Святой Тимофей родился в городе Листры в малоазийской провинции Ликаония. Его отец был язычником, а мать – принявшей Христа еврейкой по имени Евника. Мать и бабка святого Тимофея, которую звали Лоида, воспитали его в благочестии и любви к Священному Писанию[1]. Обеих женщин обратил святой апостол Павел во время своего первого пребывания в Листрах (45).

Придя вновь в этот город несколькими годами позже, апостол увидел, что юный Тимофей исполнен божественного рвения и восхищения теми подвигами и страданиями, которые апостолу пришлось претерпеть за имя Христово. По совету христиан из Листр и из Икония, святой Павел крестил Тимофея, возложил на него руки и сделал своим любимым учеником и помощникомв трудах. Апостол называет его возлюбленным сыном (см.: 2 Тим 2) и свидетельствует о нем перед Церковью, говоря: Он, как сын отцу, служил мне в благовествовании (Флп 2, 22). Хотя ветхозаветное предписание было отменено благодатью, святой Павел обрезал юного ученика, чтобы он мог проповедовать и евреямв синагогах, и язычникам на агоре.

Кроткий и сдержанный, святой Тимофей был примером послушания и смирения.При этомон являл неустанное усердиев проповеди, как добрый воин Иисуса Христа (2Тим 2,3). Он был посланником святого Павла и действенным орудием благодатив управлении Божиими Церквами, в исправлениинравови хранении доброго залога (2 Тим 1,14).

Из Икония святой Тимофей прошел вместе c апостолом Павлом через Фригию и Галатию, помогая ему на всяком месте в проповеди и молитве. Затем, после того как апостолу было Небесное видение, они отправились в Македонию и проповедовали в Фессалоникеи Верии. Святой Тимофей остался там со святым Силой (Силуаном), а апостол Павел пошел в Афины. Вскоре святой Тимофей присоединился к нему, принеся печальное известие о неистовом сопротивлении фессалоникийских иудеев. Затем святой Тимофей вернулся в Фессалонику, чтобы утешить христиан и утвердить в вере (ср.: 1 Фес 3, 1–5). Исполнив это поручение, он поспешил вернуться к апостолу Павлув Коринф, чтобы помогать в обращении жителей города.

Полтора года святой Тимофей пробыл в Ефесе, малоазийской митрополии, затем снова был послан в Коринф, чтобы напомнить его жителям принципы евангельской жизни. Коринфяне продолжали противодействовать увещеваниям святого Тимофея. Тогда апостол Павел отослал Тита, а сам вместе со святым Тимофеем снова пошел в Македонию, составилc его помощью Второе послание к коринфянам и затем вместе c ним пришел туда сам направлять и наставлять христиан.

Когда апостол Павел в последний раз отправился в Иерусалим, чтобы принести плоды своих трудов, собранные во всех Церквах, и отдать их в помощь христианам святого града (см.: Деян 20), святой Тимофей также был его спутником. Он присутствовал при взятии апостола под стражу (см.: Деян 22 и далее) и последовал за ним в Кесарию и в Рим, где апостол был в первый раз заключен в тюрьму. Оттуда святой Павел отослал его в Филиппы (см.: Флп2, 19–24).

После освобождения апостол присоединился к святому Тимофею на Востоке и затем поставилего во главе Ефесской Церкви, заповедав устроить богослужения и жизнь христиан, бороться c ложнымиучениями, разумно избирать членов церковной иерархии и вовсякое время вести паству Христовув мире, согласии и истине (см.: 1 Тим).

Второе послание к Тимофею апостол Павел отправил из Рима, ожидая смерти в тюрьме. Он призывал верного ученика прийти к нему и присутствовать при последних минутах его жизни (2 Тим 4, 8). Тогда святой Тимофей был задержан, но вскоре отпущен на свободу (Евр 13, 23). После кончины апостола Тимофей вернулся в свою епархию.

Известно, что в Ефесе святой встретился c апостолом Иоанном Богословом и получил от него умножение благодати и духовное просвещение. Когда возлюбленный ученик Христов был сослан на Патмос, святой Тимофей управлял Ефесской Церковью, соединяя в себе и дух святого Иоанна, и дух святого Павла.

Однажды, в правление Домициана (или Нервы, ок. 97–98), ефесские язычники готовились к одному из технечестивых празднеств в честь Диониса, которые всегда оканчивались оргиями и преступлениями. Святой Тимофей попытался вмешаться и вразумить их. Тогда эти люди, уподобившись разъяренным зверям, набросились на него и осыпали ударами. Ученики едва успели вывести святого из толпы и полуживого перенесли на одну из окрестных гор, где он вскоре отошел ко Господу.

Тело святого Тимофея было погребено недалеко от могилы апостола Иоанна. Много лет спустя, в 356 г., его святые мощи были торжественно перенесены в Константинополь святым Артемием (20 октября), как и мощи святых апостолов Андрея и Луки.Все они были положены в храме Святых Апостолов. Там отних произошли многочисленные чудеса. Во время разграбления города латинскими рыцарями-крестоносцами в 2019 г. мощи были похищены и перенесены в итальянский город Термоли.

[1] В Евангелиарии Par.gr.282 (IX в.) под 19 августа поминается мать св.Тимофея Евника и его бабка Лоида (см.: 2 Тим 1,5).

4 февраля 2013 г.

В Википедии есть статьи о других людях с именем

Тимофей

.

Тимофе́й (др.-греч. Τιμόθεος, лат. Timotheus; ок. 17 — ок. 80) — апостол от семидесяти, ученик апостола Павла, первый епископ Эфесский.

Образ Тимофея, 1-го епископа Эфесского из «Нюрнбергской Хроники»

Хартмана Шеделя

, (1493)

Тимофей был, как сообщают Деяния святых апостолов, сыном иудеянки, обратившейся в христианство, и эллина; во Втором послании к Тимофею сообщаются имя его матери — Евника, и бабушки (также христианки) — Лоида. Тимофей жил в городе Листра в провинции Ликаония. Он обратился, вероятно, под влиянием проповеди апостола Павла в Листре во время его первого путешествия (Деян. 14:5-22), около 48 — 49 гг.

Во время своего второго путешествия Павел вновь посетил Листру и на этот раз взял Тимофея с собой (Деян. 16:1-3). Тимофей был одним из самых верных и любимых учеников апостола, Павел называет его «мой возлюбленный и верный в Господе сын», «брат наш и служитель Божий». Тимофей, несмотря на молодость, выполнял ряд важных поручений апостола — он проповедовал фессалоникийцам (1Фес. 3:1-6), наставлял в вере коринфян (1Кор. 4:17). Посылая Тимофея к филиппийцам Павел говорит о нём: «ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас… его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании» (Флп. 2:19-23).

Освободившись из своего первого заключения в Риме, апостол Павел предпринял с Тимофеем поездку на Восток и поставил Тимофея в Эфесе епископом. Когда Павел вновь был заключён в Риме под стражу, Тимофей посетил его в заключении. После смерти Павла в 67 году, Тимофей вернулся в Эфес. О его последних годах достоверной информации нет, предание сообщает, что он, как и его учитель, умер мучеником около 80 года.

К Тимофею обращены два пастырских послания апостола Павла (1-е послание к Тимофею, 2-е послание к Тимофею), вошедшие в состав Нового Завета.

Также Тимофей упомянут в первых стихах 2-го послания к Коринфянам, Послания к Филиппийцам, Послания к Колоссянам, 1-го послания к Фессалоникийцам и 2-го послания к Фессалоникийцам и Послания к Филимону, что скорее всего означает, что Тимофей записывал эти послания со слов Павла. Возможно, что он был соавтором некоторых из них.

По церковному преданию Тимофей в 80 году принял мученическую смерть от язычников. Его мощи в IV веке были перенесены в Константинополь.

Память в Православной церкви совершается 4 февраля (22 января по старому стилю), а также 17 января (4 января по старому стилю) в день Собора Апостолов от семидесяти, в Католической церкви — 26 января.

Примечания[править | править код]

  1. Mario Sgarbossa, «I Santi e i Beati della Chiesa d’Occidente e d’Oriente», II edizione, (Edizioni Paoline, Milano, 2000), pag. 59

Тимофей (почитающий Бога) (ок. 17 — ок. 80 гг.), апостол из числа семидесяти, ученик и спутник апостола Павла, епископ Эфесский. Память 17 января (70 ап.) и 4 февраля.

Родом из малоазийской провинции Ликаонии. Отец его был эллин, мать — еврейка, глубоко преданная вере отцов и с юных лет внушившая своему сыну любовь к изучению Священного Писания. Отец Тимофея если и не был «прозелитом врат», то во всяком случае дозволил воспитать своего сына по правилам и обычаям иудейским.

К вере Христовой Тимофей был обращен, по всей вероятности, самим апостолом Павлом, когда тот в первый раз (52 г. по Р.Х.) проходил с проповедью Евангелия ликаонские города.

Святой апостол Павел вместе с учеником и апостолом Христовым Варнавою пришел в Листры. По прибытии своем туда святой апостол Павел совершил великое чудо: хромого от чрева матери исцелил единым словом. Видя это, жители города сильно удивились, говоря: «Боги в образе человеческом сошли к нам». Когда же они узнали, что это не боги, а люди, тогда многие от заблуждения своего обратились к благочестию (Деян. 14:8-18). В числе таких была и матерь сего блаженного апостола Тимофея, оставшаяся вдовою по смерти своего мужа. Она с радостью приняла святого апостола Павла в дом свой, заботилась о его содержании и удобствах жизни и, наконец, отдала ему в обучение сына своего, святого Тимофея. Святой Тимофей был еще очень молод годами, но весьма способен и подготовлен к восприятию слова Божия.

Так как святой Тимофей был еще очень юн и не мог переносить тягостей путешествия, то святой апостол Павел оставил его в доме матери, приставив к нему искусных учителей, которые научили бы его Божественному Писанию, как об этом он сам вспоминает в послании к Тимофею: «Ты из детства знаешь священные писания» (2Тим. 3:15). Сам же апостол Павел, по наущению иудеев, побитый народом камнями, был вытащен за город, после чего пошел в другие города.

Спустя несколько лет, когда святой апостол Павел, вышедши из Антиохии, захотел посетить братию во всех городах, в которых раньше проповедовал слово Божие, то, взяв с собою Силу, пришел в Листры, где жил святой Тимофей. Видя, что он достиг совершенного возраста и преуспевает во всякой добродетели, притом пользуется высоким уважением у всех тамошних христиан, апостол Павел принял его к себе в проповедники Евангелия и сделал его своим постоянным спутником. Когда же он хотел выйти из города, то ради некоторых иудеев, во множестве проживавших там и в окрестных местах, обрезал Тимофея по закону Моисееву (Деян. 16:3), — не потому, чтобы это было необходимо для спасения, ибо новая благодать подается вместо обрезания во святом крещении, но для того, чтобы не соблазнялись о нем иудеи, так как все они знали о его происхождении от язычника.

Святой Тимофей сопровождал апостола Павла в его путешествиях, помогал ему в проповеднических трудах, по его поручению обходил со словом назидания и утешения разные христианские общины. Он прошел с апостолом Павлом Фригию, Галатию, Мизию и Македонию.

Святой апостол Павел, видя ученика своего столь преуспевающим в добродетелях, поставил его сначала диаконом, затем пресвитером.

Когда Павел отправился из Филипп, Тимофей для укрепления христиан в вере остался на некоторое время там; точно так же оставался он на время в Верии; из Афин, по поручению апостола, он отправился в Фессалоники для утверждения тамошних христиан, претерпевавших гонение от соотечественников.

В Коринфе он пробыл с апостолом Павлом около полутора лет; при нем апостол написал здесь оба послания Фессалоникийцам (1 Фес. 1:1; 2 Фес. 1:1). По возвращении апостола из Иерусалима в Эфес туда прибыл к нему и Тимофей и получил от него поручение отправиться в Македонию для сбора милостыни на бедных христиан.

Между тем в коринфской церкви произошли беспорядки; для восстановления правильного течения церковных дел Павел отправил туда Тимофея.

Затем Тимофей вместе с апостолом прибыл в Македонию из Эфеса вследствие мятежа, произведенного серебренником Димитрием (Деян. 20:4). Из Македонии апостол Павел отправился в Ахайю (Грецию) и, по обещанию, посетил коринфскую церковь; за ним следовал и Тимофей, как видно из послания к Римлянам (Рим. 16:21), написанного именно в это время.
Из Коринфа Павел отправился в Сирию и Палестину для передачи денежного сбора бедным палестинским христианам; в этом путешествии сопровождал его и Тимофея до Филипп. Оттуда он отправился в Троаду и ожидал там апостола.

Далее в истории жизни Тимофея оказывается значительный пробел: он упоминается вновь уже при первых узах апостола Павла в Риме. О бытности его с апостолом в Риме говорится в посланиях к Колосянам (Кол. 1:1), Филиппийцам (Флп. 1:1) и Филимону (Флм. 1:1). Из послания к Филиппийцам, кроме того, видно, что апостол Павел намерен был послать Тимофея из Рима в Филиппы (Флп. 2:19-23).

В послании к Евреям Тимофей представляется узником и получает свободу вместе с апостолом (Евр. 13:23).

В 65г. апостол Павел посвятил Тимофея во епископа Эфесской церкви которой святой Тимофей управлял 15 лет (1 Тим. 1:18; 1 Тим. 4:14; 2 Тим. 1:6), после чего написал ему из Македонии свое первое послание.

«Смотри, — пишет ему апостол Павел, — чтобы никто не пренебрегал юностью твоею, но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Пока не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не оставляй в пренебрежении находящегося в тебе дарования» (1 Тим. 4:12-14).

Обязанности, возложенные на Тимофея, были нелегки и сложны. Он должен был управлять пресвитерами, многие из которых были старше его по летам, распределять между ними вознаграждение, разбирать распри и жалобы, заведовать делами благотворения и женских общежитий, рукополагать пресвитеров и диаконов. Ему приходилось умиротворять недовольных его главенством, да и самим апостолом, которого иные считали неспособным, за старостью, к дальнейшей апостольской деятельности и к управлению церквами.

Пользуясь продолжительным отсутствием апостола, в Эфесе появились самозванцы, выступавшие с новыми вероучениями и отвергавшие авторитет апостола. В своем первом послании к Тимофею апостол Павел дает ему ряд наставлений, как действовать в столь затруднительных обстоятельствах.

«Держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими имя Господа от чистого сердца. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; раб же Господень не должен сердиться, но должен быть приветлив ко всем, учителей, незлобив, с кротостью наставлять противников» (2 Тим. 2:22-25).

Будучи вторично в узах в Риме и предвидя свою близкую кончину, апостол написал Тимофею второе послание, увещевая его «возгревать полученный им через рукоположение дар Божий» и предсказывая, какие еще тяжкие дни ожидают церковь. Указав на свое одиночество, — так как все его сотрудники, за исключением Луки, разошлись по разным сторонам, — апостол просил Тимофея придти к нему возможно скорее.

Скончался Тимофей мученической смертью в царствование Домициана. В Эфесе совершался праздник в честь Дианы, во время которого замаскированные идолопоклонники, с идолами и дрекольем в руках, ходили по городским улицам и пели песни. Чтобы остановить это торжество, сопровождаемое развратом, Тимофей со словом обличения и назидания вышел к народному собранию; разъяренная толпа бросилась на него с палками и забросала его камнями. Полагают, что Тимофей был епископом Эфесским 15 лет; поэтому мученическую кончину его можно отнести к 80 году по Р. Х.

Мощи его почивают в Константинополе, в храме апостолов, вместе с мощами апостолов Луки и Андрея Первозванного, куда они были перенесены в царствование Констанция.

Тропарь, глас 4:

Благости научився и трезвяся во всех, благою совестию священнолепно оболкся, почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная, и веру соблюл, равное течение совершил еси, апостоле Тимофее. Моли Христа Бога спастися душам нашим.Кондак, глас 4:Яко звезду пресветлую Церковь всегда стяжа тя, апостоле Тимофее, чудес твоих многоподаванием просвещаема. Темже зовем Христу: спаси чтущих верою память Твоего апостола, Многомилостиве.

Святой апостол Тимофей происходил из Ликаонского города Листры в Малой Азии. Он был обращен ко Христу в 52 году святым апостолом Павлом († ок. 67; память 29 июня). Когда апостолы Павел и Варнава посетили впервые Ликаонские города, апостол Павел в Листре исцелил хромого от рождения, и многие жители города уверовали во Христа, среди них был и будущий апостол, юноша Тимофей, его мать Евника и бабка Лоида (Деян. 14, 6–12; 2 Тим. 1, 5).

Семена веры, посеянные апостолом Павлом в душе святого Тимофея, принесли обильный плод. Он стал ревностным учеником апостола, а впоследствии его неотлучным спутником и сотрудником в проповеди Евангелия. Апостол Павел любил святого Тимофея и называл его в Посланиях своим возлюбленным сыном, с благодарностью вспоминая его верность и преданность. Он писал Тимофею: «Ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях…» (2 Тим. 3, 10, 11). В 65 году апостол Павел рукоположил апостола Тимофея во епископа Ефесской Церкви, которой святой Тимофей управлял 15 лет. Святой апостол Павел, находясь в Риме в темнице и зная, что ему предстоит мученический подвиг, вызвал к себе верного ученика и друга апостола Тимофея на последнее свидание (2 Тим. 4, 9).

Святой Тимофей закончил жизнь мученически. В Ефесе язычники совершали праздник в честь идолов и носили их по городу, сопровождая нечестивыми обрядами и песнями. Святой епископ Тимофей, ревнуя о Славе Божией, старался останавливать и вразумлять ослепленных идолопоклонством людей, проповедуя им истинную веру во Христа. Язычники в озлоблении бросились на святого апостола, били его, влачили по земле и, наконец, побили камнями. Мученическую смерть за Христа святой апостол Тимофей воспринял в 80-м году. В IV веке святые мощи апостола Тимофея были перенесены в Царьград и положены в храме Святых Апостолов. Святая Церковь чтит святого Тимофея в числе 70-ти апостолов.

Тимофею врезался в память первый приезд апостола Павла в Листру. Большая толпа собралась тогда на центральной площади города послушать проповедников из Иерусалима. Одни горячо внимали рассказам Павла и его спутника, апостола Варнавы, другие улыбались скептически. Здесь же сидел человек, от рождения не владевший ногами — родственники обычно приносили его на площадь, чтобы он мог собирать милостыню. Страдалец напряжённо смотрел на Павла, стоявшего на возвышении. Тимофей заметил, как безучастное равнодушие на лице больного сменялось недоумением, интересом, и, наконец, надеждой. И тут произошло неожиданное. Павел прервал свою речь и громко произнёс.

Апостол Павел:

Во имя Господа Иисуса Христа говорю тебе — встань и ходи!

Тимофей с изумлением увидел, как человек, ни разу в жизни не стоявший на ногах, поднялся и, счастливый, пошел сквозь толпу. Люди замерли на мгновение, а затем раздался крик: «Чудо! Вы видели чудо? Это боги в человеческом обличье сошли к нам на землю! Мы должны принести им жертвы!». Павел пытался возразить.

Апостол Павел:

Остановитесь, мужи и братья, мы такие же люди, как и вы! Мы затем и пришли сюда с Благовестием, чтобы вы поклонялись истинному Живому Богу, Сотворившему небо и землю!

Но напрасны были увещевания. Апостолам пришлось скрываться от толпы. Тогда-то они и вошли под кров дома, в котором вырос Тимофей. Его мать Евникия и бабка Лоида были христианками, но сам он не сразу смог постигнуть всю глубину радости, заключенную в рассказе о Распятом и Воскресшем Христе. И только встретив Павла и Варнаву, услышав их речи, увидев, как безногий именем Бога обрел возможность ходить, Тимофей почувствовал, как близко к людям подошёл Господь. Евникия, видя сердечное внимание сына к апостольским речам, попросила Павла стать наставником Тимофея. Тот согласился.

Через несколько лет Тимофей стал спутником Павла в миссионерских путешествиях. Он помогал апостолу распространять слово Божие в Ефесе, в Коринфе и многих других городах Греции и Малой Азии. Прошло еще немного времени, и Павел принял решение поставить Тимофея епископом Ефесской церкви. Юноша был смущён.

Апостол Тимофей:

Учитель, ты мне стал ближе, чем родной отец, и я не смею ослушаться тебя. Но смогу ли я стать наставником для христиан, которые старше меня по возрасту?

Апостол Павел:

А ты будь для паствы образцом в слове, в жизни, в любви, в духе, в вере, в чистоте — и никто не будет пренебрегать твоей юностью!

Апостол Тимофей:

Но хватит ли мне мудрости, если вдруг в Церкви возникнет разногласие? Как найти способ примирить противников?

Апостол Павел:

От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, ни на кого не сердись, со всеми будь приветлив, сварливых наставляй с кротостью — и вокруг тебя будет мир. Полагайся во всем на Бога, Тимофей, и Он не оставит тебя.

По разлучении с духовным сыном Павел наставлял его в письмах, два апостольских послания к Тимофею вошли в Священное писание. Ефесский епископ во всем слушался своего учителя, и это помогало наладить подлинно христианскую жизнь во вверенной ему епархии.

Однако, многие жители Ефеса продолжали упорствовать в языческих заблуждениях. В день, посвященный богине Диане, по улицам города гуляла толпа полуодетых людей в масках, с дрекольями наперевес. Язычники извивались в непристойных танцах, прерывая дикую пляску лишь для того, чтобы поиграть в охоту, где в качестве дичи выступали прохожие. Епископу Тимофею донесли вести о том, что в уличном разгуле убито и ранено несколько человек, и он, безоружный, вышел навстречу разгорячённой толпе.

Апостол Тимофей:

Остановитесь, братья и сестры! Что заставляет вас вести себя бесчинно и убивать друг друга? Не ваши ли заблуждения лишили вас человеческого облика? Отрезвитесь, обратитесь ко Христу-Спасителю, и он помилует ваши души!

Язычники в озлоблении бросились на апостола и избили его до смерти. Самоотверженная попытка Ефесского епископа остановить смертоносный разгул в городе и его мученическая кончина заставила горожан задуматься о смысле жизни, о вере в Бога. Многочисленные свидетели этой драмы пожелали принять Святое Крещение, христианская община возросла новыми прихожанами. Самой своей смертью апостол Тимофей проявил заботу о вечном спасении вверенной ему паствы.