Иоанн богослов как умер


Человек, малознакомый с церковной традицией, впервые увидев фреску Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»,  может немного смутиться: на знаменитой картине по правую руку от Христа изображена фигура с юным лицом и длинными волосами. У неискушенного зрителя почти всегда возникает мысль, что рядом с Иисусом сидит женщина. Но все гораздо проще. Длинноволосый молодой человек – никто иной, как Иоанн Зеведеев, любимый ученик Христа.

На момент евангельских событий он едва достиг совершеннолетия, поэтому весьма часто художники и изображают этого апостола с женоподобными чертами. Однако за молодой внешностью скрывался очень живой пытливый ум и пламенная вера. Зная это, Господь почти сразу после выхода на проповедь призвал Иоанна следовать за Собою, поскольку видел в нем огромный духовный потенциал. И действительно, именно самому молодому ученику Иисуса впоследствии предстояло стать одним из столпов христианства, выразителем важнейших истин Евангельского учения. Примечательно, что среди святых Восточной Церкви только три человека имеют звание богослова, и первый среди них – Иоанн.

По преданию, матерью Иоанна была Саломия – родная дочь Иосифа Обручника от первого брака. Как складывались отношения Христа с родней до начала Его проповеди, мы достоверно не знаем. Известно лишь, что, когда Господь начал Свое общественное служение, братья и сестры восприняли это по-разному: кто-то с удивлением, кто-то с сочувствием, кто-то с прохладой.

Материал по теме

Иоанн Богослов

О евангелисте Иоанне Богослове мы знаем действительно много. Он не только входил в число Двенадцати апостолов, но и единственный из всех евангелистов был с Иисусом во время всех основных событий, о которых писал

Саломия была одной из тех, кто тепло относился к Брату, и впоследствии пошла за Ним. Но это было чуть позже, а до выхода Спасителя на проповедь она вместе с мужем и детьми жила в Вифсаиде – небольшом рыбацком селении близ Галилейского озера. Иоанн был воспитан родителями верующим и трудолюбивым мальчиком. Семья была довольно обеспеченной, но достаток этот приходил через тяжкий труд: каждую ночь Зеведей с сыновьями ловил рыбу, утром продавая ее на местном рынке купцам – что называется оптом. Во время одного из таких занятий – починки сетей и сортировки улова – и застал Иисус однажды Своего пожилого зятя. Рядом с отцом работали его дети Иоанн и Иаков. Христос сказал им:

– Следуйте за Мною, и Я сделаю вас ловцам душ человеческих…

Молодые люди оставили все – промысел, дом, родителей – и пошли за Христом. Это уже был подвиг с их стороны, ведь зачастую людям бывает очень тяжело увидеть в своем родственнике нечто большее, чем просто родича. Наверняка они привыкли к тому, что их сводный Дядя занимался плотничеством и кормил Свою одинокую Мать. И тут вдруг – такие перемены. Но у братьев были горячие сердца, которые говорили им: «Идите!». И будущие апостолы, доверившись этому зову, пошли вслед за Учителем.

Правда, один из братьев – Иоанн – еще раньше понял, что Иисус – Мессия. За несколько месяцев до своего призвания он ходил на Иордан слушать другого проповедника – Иоанна Предтечу. Как-то раз сыну Зеведея выпало присутствовать при встрече Крестителя и Христа. Когда Спаситель ушел, Предтеча обратился к своим последователям и сказал: «Вот Он – Агнец Божий, который возьмет на Себя грехи всего мира». После таких слов юный Иоанн стал все чаще смотреть в сторону Христа, и когда Тот, наконец, позвал его, без колебаний сделался учеником Господа.

Очень скоро Спаситель стал доверять Иоанну самые сокровенные мысли о Царстве Небесном. Юноша – почти ребенок – Иоанн на тот момент единственный из апостолов до конца понимал и принимал речи Учителя. Другие ученики обладали не меньшими способностями, но их рассудок все еще был засорен тем опытом, который они приобрели до своего призвания. А душа юного Иоанна, по сути, была чистым листом бумаги, на которой Господь писал самые важные слова. Потом, когда отошли в Вечность почти все,  кто видел Господа во плоти, Иоанн – уже глубокий старец – повторит эти слова: «Бог есть Любовь!». Но это – потом, а пока он ходит со Спасителем и жадно впитывает все, что видят его глаза и слышат его уши.

За пылкий нрав Господь прозвал сыновей Зеведея «воанергес», то есть «сыновья грома». Братья вместе с апостолом Петром очень часто становились свидетелями событий, которые не могли видеть прочие апостолы. Например, воскрешение дочери Иаира, Преображение и моление в Гефсиманском саду – очевидцами всего этого Христос позволил быть только Иоанну, Иакову и Петру, как людям, которые были готовы осознать происходящее. А на Тайной вечере один только юный ученик сподобился сидеть к Господу настолько близко, что ощущал биение Его пречистого сердца и слышал, как тот с горечью сказал Иуде: «Иди, заверши начатое…».

Когда настало время страдания и смерти Иисуса, Иоанн неотлучно был рядом с Учителем и остался верен Ему даже в минуту Его предательства всеми остальными. Побоявшись мести законников, Христа покинули практически все ученики кроме Иоанна и нескольких женщин, мужественно следовавших за Спасителем до самой Голгофы. Видя чистоту души и верность Своего племянника, Господь поручает Иоанну заботу о самом дорогом человеке – Пресвятой Богородице – и усыновляет Ей любимого ученика. С тех пор вплоть до момента Успения молодой человек был Ее вторым сыном и неотступным спутником, Она же стала для него второй Матерью, которую он всегда нежно любил всем своим сердцем.

По преданию, Дева Мария и Ее названый сын почти безвыездно жили в Иерусалиме, покидая город лишь несколько раз. Похоронив Пречистую, Иоанн отправился на проповедь, как и прочие апостолы. Местом миссионерского труда молодого евангелиста стала Малая Азия – территория современной Турции.

С его благовестническим служением связано много скорбей и испытаний. Так, однажды, направляясь в Эфес морем, вместе со своим учеником Прохором Иоанн попал в страшную бурю и провел в воде целых две недели, пока волны не выбросили его на берег. Затем он долгое время работал у одной  хозяйки, которая хитростью заставила апостола топить принадлежавшую ей баню. Но этот случай послужил к славе Божьей – по молитве Иоанна воскрес один из умерших в парилке юношей, после чего началась целая череда чудес и знамений, обративших многих жителей Эфеса к вере во Христа.

В городе Иоанн проповедовал довольно долгое время, и кто знает, как много людей ему удалось бы крестить, если бы не донос на него императору Домициану. Проповедь христианства подрывала бизнес жрецов Артемиды, которые имели огромные барыши от культа этой богини, считавшейся покровительницей Эфеса. Они, по-видимому, и написали в Рим жалобу. Ответ не заставил себя долго ждать – кесарь приказал умертвить Иоанна, дав ему выпить чашу с ядом. Отрава не подействовала, и тогда апостола попытались сварить в кипящем масле. Однако и эта пытка не причинила апостолу вреда, и его в конечном итоге отправили в ссылку на остров Патмос в Эгейском море. Но заставить арестанта замолчать властям не удалось, и по пути было совершено много чудес, которые почти всех Иоанновых спутников подтолкнули к принятию святого Крещения. Видя, что пленник невиновен, сопровождающие хотели отпустить его, но апостол решил перенести все испытания до конца и попросил не сбиваться в намеченного пути.

Материал по теме

Ученики: апостол Иоанн Богослов

Иконы и картины рисуют нам Иоанна в виде ветхого старца. Таким он и был, прожив чуть ли не сто лет. Но во времена земной жизни Христа это был юноша, молодой телом и светлый душой. Порывистый, стремительный, вместе с тем преданный Учителю и верный делу Божию.

На Патмосе Иоанн написал самые известные свои писания – Евангелие и Апокалипсис. Составлены они были Прохором, неотлучным спутником Иоанна, под диктовку последнего. Предание повествует, что апостол почувствовал особую важность момента и приказал своему ученику писать все, что он будет говорить. Всего диктовка заняла два дня и шесть часов – именно столько понадобилось времени на создание четвертого Евангелия. Примерно тогда же Господь сподобил апостола другого видения – после десятидневного поста и молитвы Иоанну открылись судьбы всего мира и знания о конечной участи человечества. Увиденное апостол записал в Откровении – самой загадочной книге Нового завета.

Отбыв ссылку, апостол вернулся в Эфес, где продолжил свои труды. Здесь он привел в порядок свои патмосские записи и завершил Евангелие и Апокалипсис. В городе Иоанн пользовался огромным уважением и снискал прозвище «апостол любви», потому что никогда не переставал призывать всех христиан к взаимному уважению и любви. И сам он неоднократно доказывал делом верность своим словам.

Например, сохранился трогательный рассказ, как апостол, будучи уже глубоким стариком, узнал, что один из его учеников стал главарем шайки разбойников. Рискуя жизнью, Иоанн отправился в горы, встретил там грабителей и отдал себя в их руки, попросив их отвести к своему вожаку. Когда бывший ученик увидел старца, то устыдился и побежал прочь, чтобы избежать разговора с учителем. Но Иоанн, позабыв о своих преклонных летах, бежал вслед и, задыхаясь, кричал:

– Сынок! Остановись! Вернись ко мне и не отчаивайся в падении своем! Я возьму на себя твои грехи, ты только подожди меня!

Материал по теме

Любимый ученик Христа Иоанн Богослов

Память апостола Иоанна Богослова Церковь празднует 21 мая.

Этот поступок до глубины души тронул молодого человека. Он встал как вкопанный и, дождавшись, когда Иоанн добежал до него, упал к нему в ноги и долго горько плакал о своих грехах. Иоанн же ничего не говорил – он только гладил своего ученика по голове, благодаря Бога за возвращение еще одной заблудшей овцы.

Апостол Христов прожил более 90 лет, и умер в начале II века. Похоронить себя он просил живьем, и как это не казалось странным, ученики не посмели нарушить волю учителя. Они выкопали яму, Иоанн стал в нее. Сначала он приказал засыпать себя до колен, затем – по шею. Потом, простившись с присутствующими, апостол попросил накинуть ему на голову полотно и засыпать землей полностью. С великим плачем ученики выполнили и эту просьбу. Вернувшись в город, они рассказали о произошедшем другим христианам, но те возмутились этим поступком и решили срочно откопать учителя, который, возможно, был еще живой. Прибежав к месту погребения, они нашли свежий холмик, разрыли его, но тела там уже не было. Тщательные поиски результата не дали. И тогда ученики поняли, что апостол сознательно выбрал такой способ своего погребения, не желая, чтобы кто-либо знал о его дальнейшей участи. Существует благочестивое предание, что старец был взят на небо живым, дабы в дни царствования антихриста непосредственно перед Вторым пришествием Спасителя вернуться на землю. Он будет свидетельствовать о Христе и примет за Него мученическую смерть от слуг сатаны.

Иоанн Богослов отошел в Вечность 8 (21) мая. И еще долгое время могила славного апостола из года в год именно в этот день покрывалась слоем ароматного масла – мира, которое приносило исцеление болящим. Как и при земной жизни, так и после кончины великий ученик Христа продолжал исцелять всех, кто с верою обращался к нему.

Иллюстрация: Иоанн Богослов. Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 

Любимый ученик Христа Иоанн Богослов

Иоанн Богослов (История апостолов с Андреем Десницким) 

“12 АПОСТОЛОВ”: апостол Иоанн Богослов

Как мы знаем, согласно общепринятым толкованиям Апокалипсиса, перед концом мира на землю Богом будут посланы праведный Енох и пророк Илия. Однако, по мнению некоторых толкователей, будет и третий исключительный посланник Божий во времена антихриста – сам автор Апокалипсиса, апостол и тайнозритель Иоанн Богослов.

Согласно этой точке зрения, апостол Иоанн, как и Енох и Илия, не умер, но, по воле Божией, был живым с телом взят на небо, чтобы перед кончиной мира вновь проповедовать на земле. Указания на это можно найти как в церковном Предании, так и в Священном Писании, а именно – в Евангелии от Иоанна.

В кратком жизнеописании святого Иоанна Богослова, помещенном в богослужебном Евангелии, так говорится о кончине апостола:

“поживе лет 120 и по сих живого себе тамо (в Ефесе) погребе Божиею волею”.

В Житии апостола Иоанна Богослова читаем:

«Когда апостолу исполнилось более ста лет, вышел он из дома с семью своими учениками и, дойдя до некоторого места, велел им там сесть, время было уже к утру, и он, отойдя на такое расстояние, на какое можно бросить камень, начал молиться. Потом, когда ученики его, согласно его воле, выкопали ему крестообразную могилу, он заповедал Прохору идти в Иерусалим и оставаться там до кончины своей. Преподав еще наставление ученикам своим и поцеловав их, апостол сказал: «Возьмите землю, мать мою, и покройте меня ею». И поцеловали его ученики и покрыли его до колен, а когда он снова поцеловал их, то покрыли его даже до шеи, положили на лице его покрывало, и поцеловав еще с большим плачем покрыли его совсем. Услыша об этом, братия пришли из города и раскопали могилу, тем не менее ничего не нашли там и весьма не мало плакали; затем, помолившись, они возвратились в город. И всякий год, в восьмой день месяца мая, появлялось из гроба его благовонное мvро (в слав. тексте жития –“прах тонкий”) и по молитвам святого апостола подавало исцеления болящим, в честь Бога, в Троице славимого во веки веков, аминь» (“Жития святых, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского”: Сентябрь. – Москва, 2019 г., Синодальная Типография, с. 590).

На месте погребения апостола Иоанна (в нынешней Турции) ежегодно, именно в восьмой день мая (видимо, это символ вечного “восьмого дня”), стал появляться тончайший розовый прах, который собирали верующие для исцеления от различных болезней. Ради этого чуда исхождения “тонкого праха” Церковью и установлено празднование святому апостолу Иоанну 8(21) мая. А мощей этого великого святого не имеется, как нет и никаких сведений о его теле (кроме сведений об исчезновении тела из зарытой могилы) или мощах. У других же апостолов Христовых имелись святые мощи и истории этих мощей.

И в Житии святой мученицы Ермионии сказано:

“Святой апостол Филипп, крестивший вельможу Эфиопской царицы Кандакии, имел четырех дочерей, о коих евангелист Лука замечает, что они были пророчицами и девами. Их них Ермиония и Евтихия отправились в Асию, ища святого Иоанна Богослова, но не нашли его, ибо Господь преложил его, как некогда Еноха и Илию” .

(“Жития святых, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского”: Сентябрь. – … с. 113).

В Евангелии Спаситель, отвечая Петру на вопрос о судьбе Иоанна, говорит: “Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Ты иди за Мною”. “И пронеслось это слово между братиями, – замечает апостол Иоанн, – что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?” (Ин. 21:21-23).

« Эти высокознаменательные слова Господа о сверхъестественном безсмертии Иоанна Богослова, сказанные апостолу Петру, – поясняет святой праведный Иоанн Кронштадтский в своей проповеди, сказанной по поводу этих слов, – были ответом на его вопрос касательно апостола и евангелиста Иоанна Богослова: Сей же что? То есть, если я буду распят и умру на кресте по Твоему предречению за проповедь и свидетельство о Тебе пред язычниками и иудеями, то какою смертью скончается Иоанн? И Господь отвечает ему как праведный Судия, имеющий власть живота и смерти: «Если Я хочу, чтобы он оставался жив (до второго страшного Моего пришествия на землю), что тебе до этого? Ты по Мне гряди, т.е. ты умри ради Меня на кресте, как и Я умер за тебя и за род человеческий, а Иоанн будет жить до общего воскресения и суда» .

И прежде сего – до страданий Своих – Господь говорил прикровенно о том же безсмертии Иоанна во время беседы с учениками и с народом «Истинно говорю вам, что есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, доколе не увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1). Эти слова относились к апостолу Иоанну Богослову, хотя сказаны прикровенно как бы о нескольких лицах, а не об одном.

Итак, Иоанн Богослов преставился, но не умер, а «доселе жив пребывает и от земли не отступает, и ждет втораго страшнаго пришествия» Владыки на землю (стихира на малой вечерни в праздник Иоанна Богослова), – хотя и на небе предстоит престолу Божию и предстательствует всегда о Церкви Христовой. Вот сколь державно и боголепно и по достоинству прославил и прославляет Господь Своего возлюбленного ученика и наперсника, и хранителя, и питателя Своей Пречистой Матери, Девы Марии до конца Ея земной жизни. Ее Господь воскресил из мертвых в третий день, а возлюбленному ученику повелел жить до второго Своего пришествия, когда Иоанн по плоти будет убит слугами антихриста, как Илия и Енох, и потом словом Божиим будет жив во веки веков. Такова слава, таково безсмертие возлюбленного ученика Христова!».

Блаженный Августин, епископ Иппонийский (†430), писал:

“Наконец, вручая овец своих любящему и трижды исповедавшему свою любовь Петру, Он говорит, что этот же Иоанн по Его воле может жить до Его пришествия (Ин. 21:15-25), чем, по моему мнению, Он научил нас высокому таинству, а именно: что само евангельское служение Иоанна, уносящее его к чистейшему свету Слова, где умственному взору предстает единство и неизменяемость Троицы, и весьма отличающее его от прочих как человека, в понимании которого Слово стало плотью, – (это служение) может быть точно познано только тогда, когда Господь явится Сам; поэтому Иоанн так пребудет, пока Он явится; и будет он пребывать в вере верующих, а после явится для созерцания лицом к лицу, когда придет Жизнь наша, и мы явимся с Ним во славе” (“О согласии Евангелистов”, кн. 4-я, гл. X).

В трудах святителя Фотия, патриарха Константинопольского (†891), находят следующее место, говорящее о тайне апостола Иоанна:

«О том, что девственный Иоанн не умер, как Енох и Илия, свидетельствует предание. И то, что в Евангелии говорится о нем, привлекает ум. Ибо Христос сказал о том виде смерти, которым должен был умереть за Него Петр. Петр же услышав о своей смерти, тут же спросил о евангелисте Иоанне. Очевидно, что он спрашивал ни о чем ином, как о том, как он умрет. И Спаситель ответил: «Если Я захочу, то он пребудет, пока Я не приду, что тебе до того?» Как не то, что он будет пребывать до Его Второго пришествия, – провозвестил воистину Господь? … Ибо Он не говорит, что Иоанн безсмертен, но что он будет пребывать с Енохом и Илией до Его Второго пришествия. Что и сам ученик подтвердил, говоря: «Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» И понятно, что он опроверг, что он безсмертен, и подтвердил, что он будет пребывать до Второго пришествия.

…Совершенно известны времена Еноха, и сколько лет он жил в мире передало Священное Писание, но не потому, что отрицается перемещение праведного вместе с телом. С этим мнением согласуются деяния возлюбленного Иоанна и жизнь, о которой многие рассказывали. Ибо он был помещен, как говорят, Его увещанием в некое место. И разыскиваемый, он не был обретен внезапно, но распространяя святость на то место, в котором он короткое время находился, из которого мы все как из источника святости сие святое поглощаем».

Отдельными современными авторами высказывается предположение, что апостол Иоанн все-таки умер, но был воскрешен по образу воскрешения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, которая вторым, вслед за Господом Иисусом Христом, человеком была воскрешена с Ее преображенным телом. Вот именно этим воскресением, по мнению некоторых исследователей “тайны Иоанна Богослова”, по образу будущего всеобщего воскресения мертвых, и был воскрешен Господом Его любимый ученик Иоанн. Иначе говоря, он был третьим человеком на земле, удостоившимся воскреснуть до всеобщего воскресения мертвых, а четвертым и пятым будут Енох и Илия (ср. Откр. 11:7-12), которые были живыми взяты на Небо.

Правильно ли такое мнение, трудно сказать. Думается, что для нас сейчас главное все-таки знать о том, что существуют достаточно веские основания полагать, что апостол Иоанн Богослов должен прийти к нам перед Вторым Пришествием Господним. А то, каким образом он пребывал все это время живым с телом, видимо, пока не дано нам знать в точности; пока это остается тайной.

В Апокалипсисе Ангел говорит апостолу Иоанну:

“Здесь, – объясняет святой Андрей Кесарийский в своем “Толковании на Апокалипсис”, – показывается или то, что не тотчас после видения Божественного Откровения исполнится все предсказанное, тем не менее через Евангелие и сие Откровение надлежит Блаженному [Иоанну Богослову] даже до кончины мира предсказывать читающим о дальнейшем, – или что он не вкусит смерти; при конце же придет, чтобы препятствовать принятию прелестей антихристовых”.

Согласно предположению некоторых толкователей, апостол Иоанн перед концом мира будет проповедовать, главным образом, среди христиан (так как и сам принадлежал к новозаветной Церкви), пророк Илия – среди евреев (как принадлежавший к Церкви ветхозаветной, иудейской), а патриарх Енох – среди язычников (как принадлежавший к допотопному человечеству, к Церкви патриархальной), – в частности, среди китайцев, которых проповедь христианства почти еще не коснулась.

«Смерть его осталась тайной, – говорит об апостоле Иоанне выдающийся современный духовный писатель и богослов архимандрит Рафаил (Карелин). – Никто не знает – жив он или умер. В Евангелии сказано, что Господь ответил апостолу Петру, спрашивавшему Его об Иоанне: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною». Некоторые из святых Отцов говорят, что Иоанн Богослов вместе с Илией и Енохом придет на землю перед Страшным Судом: Илия будет проповедовать Евангелие преимущественно иудеям, Енох – народам, не познавшим Господа, а Иоанн Богослов – христианам, которые забыли своего Спасителя… » (из проповеди “Об апостоле любви и о сегодняшнем монашестве”).

В книге “Начало и конец нашего земного мира” (2-е изд., СПб., 2019 г.), написанной, по-видимому, под благодатным руководством святого праведного Иоанна Кронштадтского, читаем:

«Полагают, что Енох будет благовестником язычников, а Илия Фесвитянин – евреев. Апостольская проповедь евангелиста Иоанна потребуется лучших ради, для восстановления утраченного смысла Христова учения…

Соответственно успеху проповеди Илии Фесвитянина в среде евреев, надобно предполагать, что и проповедь Еноха среди язычников и проповедь Иоанна Богослова среди христиан будет иметь больший успех…

«В руке у Него была книга раскрытая» (Откр. 10:2). Это судьбы грядущих до конца мира времен, постепенность развития которых открывалась Тайнозрителю, призванному на вторичное дело благовестия в самом конце времени…

«Книжка в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем. И сказал мне: тебе надлежит опять пророчествовать» (Откр.10:10-11), – видим отсюда, что Иоанну Богослову надлежит пророчествовать в самом конце времен о народах и племенах, и языках, и царях многих, где? – среди христианских народов… Проповедь Сына Громова (т. е. ап. Иоанна; см. Мк 3:17 – Свящ. А.) будет в христианских странах, а двух светильников (Еноха и Илии) в странах нехристианских» .

На “тайну Иоанна Богослова” есть указания и в церковных богослужебных текстах. Так, в праздник Иоанну Богослову на малой вечерне поется такая стихира:

“Апостолов верх, Богословия трубу, духовнаго воеводу, вселенную Богу покорившаго, приидите, вернии, ублажим Иоанна приснопамятного, от земли переселяющегося, и земли не отступающаго, тем не менее живуща, и ждуща страшное Владыки Второе Пришествие, еже неосужденно срести нам испроси, любимиче, таинниче, Христов наперсниче, любовию совершающим память твою”.

(“Служба и акафист святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову”, Смоленск: “Посох”, 1993, с. 6; там же см. в акафисте апостолу Иоанну икос 11-й, с. 53-54).

В “Службе на преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова” из “Минеи Праздничной” (Москва, 2019 г., Синодальная Типография), есть такие слова:

“Яко душею девственна тя, и телом, блаженне, Слово избра, Богослове девственниче, и Того Божества чудна показа писца и слугу, иже и от земли преставился еси, не умер, тем не менее в Бозе жив, и безсмертен пребывая” (с. 57).

Преподобный Нектарий (Тихонов; †1928) Оптинский в 2019 году одной из своих духовных чад на ее вопрос:

“Батюшка, а говорят, что и Иоанн Богослов придет?” – ответил:

“Все это будет, но это великая тайна”.

«Рассказывали мне, – писал С. И. Фудель (русский духовный писатель; †1977), – [два разных человека], что недавно умерший в Москве епископ Стефан (Никитин; †1963 г.), когда-то духовный сын отца Алексея Мечева, говорил недели за две до смерти о своем убеждении в том, что перед самым концом истории Церковью будет зримо руководить апостол Иоанн, еще не умиравший, но непостижимо где-то сохраняемый Богом для этого последнего своего служения. Так еп. Стефан понимал слова Христовы Петру в 21 главе Евангелия от Иоанна: «если Я хочу, чтобы он (Иоанн) пребыл, пока приду, что тебе?»».

Старец Феодосий Кавказский (1841-1948) говорил, что “в последние времена Апостол любви, – а именно так называли Иоанна Богослова его ученики, – будет проповедовать на Кавказе”. (Сборник “Собеседник православных христиан”, СПБ., 1995, с. 31-32).

О прозорливой старице схимонахине Ниле (†1999) читаем:

«Более всех святых любила матушка (Нила) святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Она говорила, что святой апостол любит Россию и придет к нам во времена антихриста. Одному из своих духовных детей матушка дала такую молитву: «Господи, да будет воля Твоя во мне грешном на всех путях жизни, помози остаться верным Тебе до конца. Пресвятая Богородица, спаси мя грешнаго. Святый апостоле Иоанне Богослове, буди наставником моим, буди предстателем и молитвенником моим пред Господом и Пречистой Его Матерью. Аминь»».

Известный современный старец иеросхимонах Рафаил (Берестов) тоже придерживается мнения о том, что к нам должен еще прийти апостол Иоанн Богослов. Такое мнение старец Рафаил высказал автору этих строк в личной беседе в 2019 году. И в вышедшем недавно фильме С. В. Серюбина “Я плачу о России”, снятом в 2019 г. в горах Кавказа, о. Рафаил говорит о будущем приходе не только патриарха Еноха и пророка Илии, но также и апостола Иоанна Богослова:

“Я вижу, – говорил о. Рафаил (видеозапись от 2019 г.), – что у многих архиереев, священников и у многих из народа жуткая слепота, слепота духовная. Но если человек прозреет и поймет, что он согрешил… Это же отречение от Бога, когда он берет ИНН… Это, я считаю, печать антихриста… И начертание на человека, и три шестерки, и ИНН – все это печать антихриста… И вот когда до человека дойдет это – до его сознания… А я думаю, что когда будет Илия пророк и Енох, да и Иоанн Богослов – они будут многим людям проповедовать… я думаю, это будет уже скоро… И после их проповеди хоть частично, хоть некоторые люди покаются…” (см. начало 1-й части фильма).

Тайна Иоанна Богослова. Свящ. Андрей Горбунов

Вопрос:

Я читала, что любимый апостол Господа нашего Иоанн мирно почил. Но написано: «Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? — Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь» (Ин.21:20-25). Значит ли это, что святой Иоанн Богослов жив по ныне и ожидает второго пришествия Господа Иисуса Христа Сына Божьего? И где написано мирной кончине апостола?

Отвечает священник Афанасий Гумеров:

Согласно священномученику Ипполиту Римскому, Иринею Лионскому и Евсевию Памфилу святой апостол и евангелист Иоанн Богослов умер при императоре Траяне (98 – 117). По александрийской хронике св. апостол Иоанн Богослов скончался на 72-м году по вознесении Господа нашего Иисуса Христа, будучи 100 лет и 7 месяцев. Все эти свидетельства под смертью имеют ввиду уход из земной жизни. Обстоятельства, сопровождавшие этот уход, достаточно таинственные. Апостол с 7 учениками вышел из Эфеса и, дойдя до некоторого места, велел им сесть. Затем отошел от них и стал молиться. Затем он велел им копать крестообразную могилу. «Возьмите землю, мать мою, и покройте меня ею», — сказал он ученикам. Они исполнили и с великим плачем возвратились в Эфес. Когда об этом узнали жившие в городе христиане, они пришли и раскопали могилу, но тела апостола там не нашли.

16 июня 2004 г.