Пимен святой


В Википедии есть статьи о других людях с именем

Пимен

.

Пимен Великий (340 — около 450) — христианский святой, почитаемый в лике преподобных. Память совершается в Православной церкви — 27 августа по юлианскому календарю, в Католической церкви — 27 августа.

Жизнеописание[править | править код]

Пимен Великий родился в Египте около 340 года. Уже в молодости он почувствовал тягу к уединённой монашеской жизни, увлёк этим двух своих братьев и они ушли в пустынный Скитский монастырь.

В 407 году набег берберов привёл к разрушению обители и монахи были вынуждены переселиться в развалины языческого храма Теренуфис. Там они и провели остаток жизни. Насельники нового монастыря вели столь строгий и аскетический образ жизни, что этими своими подвигами добродетели привлекли к себе внимание и стали почитаемы окрестными народами.

К Пимену стали стекаться те, кто нуждался в помощи и добром совете. Так на свет появился сборник наставлений, известный под названием «Афоризмы». Он включает в себя примерно 2019 афоризмов, из которых примерно четверть принадлежит самому святому Пимену Великому. Вот некоторые из них:

  • Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи, и если ты увидишь согрешающего брата, не верь своим глазам и знай, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку, и тогда никогда не будешь приходить в смущение и соблазн.
  • Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твоё добро победит его злобу.

Прожив долгую жизнь, преподобный Пимен Великий скончался в возрасте около 110 лет.

Гимнография[править | править код]

  • Молитва

О дивный угодниче, преподобне отче наш Пимене, недоумеем мы, грешнии, по долгу восхвалити тя. Был бо еси монахов образ, исцелений податель, пустыни житель, безмолвия рачитель, страстей искоренитель и всякия добродетели учитель. Сего ради умильно к тебе припадаем и смиренно просим: от сокровищницы твоея подаждь и нашему убожеству. Смирением твоим нашу гордыню низложи; безстрастием наши страсти попали; бодрствованием дух лености от нас отжени; слезными токи наше нечувствие пробуди; бдением от нерадения нас возстави; молитвами в нас пламень молитвы возжги; любовию нас братолюбны сотвори; подаждь же нам дух кротости и смирения, дух чистоты и благочестия; от страстей убо нас свободи и ко истинному покаянию приведи. Ты бо во уме твоем непрестанно имел еси на Кресте распятаго за нас Сына Божия. Того сладчайшее Имя во уме и сердце непрестанно имети и нам, окаянным, подаждь, да любовию Тому горяще и грехи наша помышляюще, страшный оный День судный сретити уготовимся и в Царствие Небесное внити с тобою и всеми святыми сподобимся, славяще Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.[1]

  • Тропарь, глас 8

Слез твоих теченьми пустыни бесплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Пимене, отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.[2]

  • Кондак, глас 4

Светлых подвиг твоих, преподобне отче,/ наста днесь святая память твоя,/ души благочестивых веселящи,/ Пимене богомудре,// отче наш преподобне.[2]

  • Величание

Ублажаем тя,/ преподобне отче Пимене,/ и чтим святую память твою,/ наставниче монахов// и собеседниче Ангелов.[3]

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Пимен Великий: житие и акафист akafist.narod.ru
  2. 1 2 Православный церковный календарь с тропарями и кондаками 2009. Москва, Изд-во РПЦ МП, 2008, стр. 122
  3. ↑ Православный церковный календарь с тропарями и кондаками 2009. Москва, Изд-во РПЦ МП, 2008, стр. 253

Ссылки[править | править код]

  • Преподобный Пимен Великий на сайте Православие.Ru
  • Пимен Великий Библиотека Якова Кротова
  • Пимен Великий, Египетский Хронос

Преподобный Пимен Великий родился около 340 г. в Египте. С двумя своими братьями Анувием и Паисием он ушел в один из египетских монастырей, где все трое приняли иноческий постриг. Братья настолько были строгими подвижниками, что, когда их мать пришла в монастырь, чтобы повидать детей, они не вышли к ней из своих келлий. Мать долго стояла и плакала. Тогда преподобный Пимен сказал ей через закрытую дверь келлии: «Если ты перенесешь временную разлуку с нами, то в будущей жизни будешь видеть нас, так мы надеемся на человеколюбие Божие!» Мать смирилась и возвратилась домой.

Слава о подвигах и добродетелях преподобного Пимена распространилась по всей стране. Однажды правитель области пожелал видеть его. Преподобный Пимен, избегая славы, рассудил: «Если вельможи станут приходить ко мне и почитать, тогда и многие люди из народа начнут приходить ко мне и мешать моему безмолвию, и я лишусь благодати смирения, которую приобрел при помощи Божией». И передал он с посланным отказ. Для многих иноков преподобный Пимен был духовным наставником и руководителем. Они записывали его ответы для назидания себя и других. Один инок спросил: «Следует ли покрыть молчанием грех согрешившего брата, если случится увидеть его?» Старец отвечал: «Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи, и если ты увидишь согрешающего брата, не верь своим глазам и знай, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку, и тогда никогда не будешь приходить в смущение и соблазн». Другой инок обратился к преподобному, сказав: «Я тяжко согрешил и хочу провести в покаянии три года. Достаточен ли такой срок?» Старец отвечал: «Этого много». Инок продолжал спрашивать, какой срок покаяния преподобный сочтет для него нужным — год или сорок дней? Старец сказал: «Я думаю, что если человек от всего сердца покается и положит твердое намерение более не возвращаться ко греху, то Бог примет и его трехдневное покаяние». На вопрос, как избавиться от навязчивых злых мыслей, старец ответил: «Если человек имеет по одну сторону себя огонь, а по другую сосуд с водой, то, когда загорится от огня, берет из сосуда воду и гасит огонь. Подобно этому злые помыслы, внушаемые врагом нашего спасения, могут, словно искра, разжечь в человеке греховные пожелания. Надо тушить эти искры водой, то есть молитвой и устремлением души к Богу».

Преподобный Пимен был суровым постником и не принимал пищи по неделе и более. Однако другим он советовал есть каждый день, но без пресыщения. Про одного инока, разрешавшего себе принимать пищу только на седьмой день и гневавшегося на брата, преподобный сказал: «Научился поститься по шесть дней, а от гнева не может воздержаться и один день». На вопрос, что лучше — говорить или молчать, старец сказал: «Кто говорит Бога ради — хорошо делает, и кто молчит Бога ради — тоже хорошо поступает». И еще: «Бывает, что человек кажется молчащим, но если сердце его осуждает других, то он говорит всегда. И есть такие, которые весь день говорят языком, но внутри себя соблюдают молчание, потому что не осуждают никого».

Преподобный говорил: «Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям». «Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу». Однажды, когда преподобный с учениками пришел в египетскую пустыню (так как имел обыкновение переходить с места на место, чтобы избежать славы от людей), ему стало известно, что живший там старец недоволен его приходом и завидует ему. Чтобы победить злобу отшельника, преподобный отправился к нему с братьями, захватив с собой пищи для угощения. Старец отказался выйти к ним. Тогда преподобный Пимен сказал: «Мы не уйдем отсюда, пока не сподобимся видеть и поклониться святому старцу», — и остался стоять на солнечном зное у дверей его келлии. Видя такое терпение и незлобие преподобного Пимена, старец принял его с любовью и сказал: «Справедливо, что я слышал о вас, но вижу в вас добрые дела во сто раз большие». Так умел преподобный Пимен угашать злобу и подавал собою пример другим. Он имел такое великое смирение, что часто со вздохом говорил: «Я буду брошен на то место, куда будет брошен сатана!»

Однажды к преподобному пришел инок издалека, чтобы послушать его наставление. Он начал говорить о возвышенном и труднопостигаемом. Преподобный отвернулся от него и молчал. Изумленному иноку объяснили, что преподобный не любит разговоров о возвышенных предметах. Тогда инок стал спрашивать его о борьбе с душевными страстями. Святой обратился к нему с радостным лицом: «Вот теперь ты хорошо сказал, и я стану тебе отвечать», — и долго поучал, как следует бороться со страстями и побеждать их.

Преподобный Пимен скончался в возрасте 110 лет, около 450 года. Вскоре же по кончине он был признан святым угодником Божиим и получил наименование Великий — в знак великого смиренномудрия, скромности, правдивости и самоотверженного служения Богу.

Иконописный подлинник

Новгород. XV.

Святые Илья Пророк, Пимен Великий, Моисей Мурин. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей.

Хосиос Лукас. XI.

Прп. Пимен. Мозаика. Греция (Хосиос Лукас). Начало XI в.

Сербия.

Прпп. Пимен и Иларион. Фреска. Сербия.

Афон. XV.

Прп. Пимен. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 2019 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге.

Афон. 1547.

Прп. Пимен. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 2019 г.

Русь. XVII.

Минея — Август (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.

Россия. 2005.

Прпп. Арсений и Пимен Великие. Алёшин А.В. (Иконописная школа). Фреска Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря Костромской епархии. 2019 г.

Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии

Нынче в Египте не много христиан, а в VI‒V веках именно в этой мусульманской стране появлялись величайшие столпы веры и благочестия. Преподобный Пимен Великий стал одним из них.

Он родился около 340 года в благочестивой семье. Судить об этом можно хотя бы потому, что сразу три брата — Пимен, Анувий и Паисий — одновременно ушли в небольшой египетский монастырь, где приняли иноческий подвиг. О жизни последнего ничего не известно, а вот Анувий прославлен в лике святых как преподобный, пустынник Египетский (день памяти 5 июня). Анувий всю жизнь провел в одном скиту, а Пимен часто менял обители, дабы избегать людской славы.

Матери было тяжело лишиться сразу трех любимых сердцу чад, и поэтому она пришла к обители, чтобы повидать их. Однако двери келлий были заперты для нее. Она долго плакала у входа, но преданное Христу сердце не дрогнуло, и Пимен передал матери, что встречи не будет. «Если ты перенесешь временную разлуку с нами, — сказал он через закрытую дверь, — то в будущей жизни будешь видеть нас, так мы надеемся на человеколюбие Божие!» Только после этих ободряющих слов мать со смирением ушла домой.

Преподобный Пимен своей жизнью подтвердил данное ему имя, в переводе с греческого означающее «пастырь, пастух». Он по-отечески наставлял и вразумлял своих учеников. А те, в свою очередь, записывали его подсказки и советы. Послушать благочестивого инока хотел и местный правитель, прослышав о его вере и добродетелях. Но Пимен не желал славы и смело отказал в просьбе.

Авва Пимен был очень простым человеком. Избегая говорить о возвышенном, он делился тем, что составляло основу жизни православного христианина. Он мог не удостоить вниманием разговор о чем-то заумном и сложном, однако если человек от души спрашивал, как бороться с душевными страстями, то радовался, что собеседник ратует о своем спасении, и долго поучал в том, как побеждать закоренелые грехи.

Однажды некий отшельник, прослышав о Пимене, поселившемся неподалеку с учениками, разозлился, ибо позавидовал ему. Однако авва Пимен не захотел оставить во грехе брата во Христе. Он отправился к нему с угощением и долго ждал старца под палящим солнцем египетской пустыни, потому что сердце его жгла скорбь за него. Видя этот подвиг и чувствуя незлобие преподобного Пимена, старец принял его. Он признал справедливым всё услышанное о нем, добавив, что видит «добрые дела во сто раз большие».

Преподобный Пимен сам устанавливал свою меру аскетизма и не требовал таких подвигов поста, какие совершал сам. Известно, что постился он очень строго, порой обходясь без еды больше недели. Но своим ученикам он советовал есть каждый день, не пресыщаясь. Правда, здесь уместно напоминание не только о еде. Прослышав о том, что некий инок ел раз в неделю, но злился на своего брата, святой со скорбью сказал: «Научился поститься по шесть дней, а от гнева не может воздержаться и один день».

110 лет прожил преподобный Пимен на земле, наставляя своих учеников и вдохновляя своим примером. Он отошел ко Господу около 450 года и вскоре после смерти был причислен к лику святых. Великим его стали называть в знак признания больших трудов смиренномудрия, скромности, правдивости и самоотверженного служения Богу.

Более двухсот изречений преподобного Пимена Великого было записано его учениками. При этом святой не только передавал изречения старших отцов, но также изрекал мудрые мысли из сердца. Вот некоторые из наиболее знаменитых его апофегм.

«Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям».

«Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу».

«Кто говорит Бога ради — хорошо делает, и кто молчит Бога ради — тоже хорошо поступает».

«Бывает, что человек кажется молчащим, но если сердце его осуждает других, то он говорит всегда. И есть такие, которые весь день говорят языком, но внутри себя соблюдают молчание, потому что не осуждают никого».

Пимен Великий был очень смиренным. Он часто искренне восклицал: «Я буду брошен на то место, куда будет брошен сатана!»

Один инок спросил: «Следует ли покрыть молчанием грех согрешившего брата, если случится увидеть его?» Старец отвечал: «Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи, и если ты увидишь согрешающего брата, не верь своим глазам и знай, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку, и тогда никогда не будешь приходить в смущение и соблазн».

Другой инок обратился к преподобному, сказав: «Я тяжко согрешил и хочу провести в покаянии три года. Достаточен ли такой срок?» Старец отвечал: «Этого много». Инок продолжал спрашивать, какой срок покаяния преподобный сочтет для него нужным — год или сорок дней? Старец сказал: «Я думаю, что если человек от всего сердца покается и положит твердое намерение более не возвращаться ко греху, то Бог примет и его трехдневное покаяние».

«Если человек имеет по одну сторону себя огонь, а по другую сосуд с водой, то, когда загорится от огня, берет из сосуда воду и гасит огонь. Подобно этому злые помыслы, внушаемые врагом нашего спасения, могут, словно искра, разжечь в человеке греховные пожелания. Надо тушить эти искры водой, то есть молитвой и устремлением души к Богу».

«Если вельможи станут приходить ко мне и почитать, тогда и многие люди из народа начнут приходить ко мне и мешать моему безмолвию, и я лишусь благодати смирения, которую приобрел при помощи Божией».

09.09.2018