Восстановительные поезда россии


С помощью восстановительных поездных составов на железной дороге осуществляется подъём подвижных составов, которые попали в аварию или сошли с рельсов, а также производится ремонт и восстановление контактных линий, повреждённых в момент аварии или при форс-мажорных обстоятельствах. Но в первую очередь происходит оказание помощи всем пострадавшим, организация оперативной доставке людей, имеющих тяжёлые травмы, в лечебные учреждения, при возможности, с помощью автомобильного или вертолётного транспорта.

Следование к месту аварии

Следование восстановительного поезда к месту аварии происходит по «зелёному коридору», то есть его пропускают, минуя любые очереди. Возвращается восстановительный поезд к месту постоянной дислокации, имея преимущество только перед товарными поездными составами.

Проезд на перегон вспомогательного локомотива, пожарного поезда, дрезины или восстановительного поездного состава допускается только после прекращения всех действий сигнализационной связи и средств, как по преимущественному пути, так и по противоположному пути. Обязательным условием является и получение или подтверждение от локомотивного машиниста, чей состав на тот момент выполнил все указания и исполнил сигналы, остановившись на перегоне.

Такое же подтверждение могут дать работники путевой службы, энергетического хозяйства, электрификации или сигнализации и связи. В случае, когда перегоны оборудованы блокировкой в автоматическом режиме, то соответствующий приказ в параграфе по оказанию неотложной помощи предписывает станционному дежурному изначально убедиться, что пути на требуемом участке до места аварии свободны и других составов на нём нет. Только после этого давать сигнал отправки восстановительного поездного состава.

Требование или извещение от операторов таких служб, как связь и сигнализация, энергетическое и электрификационное хозяйство или путевой службы. Также от локомотивных машинистов, остановившегося поездного состава в пути, переданное по радиосвязи в письменном виде или по телефону, являются основанием для формирования и отправки вспомогательного локомотива, пожарного или восстановительного поезда, или дрезины.

В этой ситуации оперативный станционный дежурный должен исходить, прежде всего из размеров аварии, количества людей, нуждающихся в помощи и т.д.

Состав поезда

Как правило, восстановительный поезд обладает подъёмными кранами, имеющих большую грузоподъёмность. Такой состав обязательно оснащается всеми необходимыми инструментами, машинным подъёмным и транспортным оборудованием, платформами крытыми вагонами и санитарным вагоном. На станционных пунктах, где базируются восстановительные поездные составы, их дислоцируют на рельсовых путях таким образом, чтобы, в случае необходимости, они могли следовать по любому маршруту, любого направления, не прибегая к дополнительному маневрированию. Основная специализация пожарных поездов – это локализация и ликвидация любых пожарных очагов. Такие составы оснащены всем необходимым противопожарным оборудованием, мощными насосами и цистернами для воды.

Поездные составы восстановительных поездов отнесены на баланс дорожного аппарата ревизоров. Приказ начальника на каждой железной дороге определяет с учётом всех требований позицию дислокации таких составов. Станционный технико-распорядительный акт дублирует запись приказа.

Исходя из объёма технического оснащения оборудованием и количественного состава аварийных партий данный вид поездных составов подразделяется на три категории: первая, вторая и третья. В первая и вторая группа должны обладать одним двухосным санитарным вагоном, одним двухосным вагон- электростанцией и прожекторной установкой, одним двухосным вагон-кладовой и инструментальной, одним четырёхосным вагон-гаражом, в котором размещается тягач и трактор, а также двумя двухосными платформами, на них загружают аварийную технику, шпалы и рельсы.

Те восстановительные единицы, которые работают на электрифицированных аварийных участках, в качестве дополнения, комплектуют ещё тремя вагонами, предназначенных для доставки к месту аварии оборудования и материалов, с помощью которых будет восстанавливаться контактная сеть. Для транспортировки крановой стрелы, оборудования мест отдыха такелажных и крановых подразделений, сохранения различного инструмента и подъёмно-транспортного снабжения и оборудования доукомплектовывается ещё одним крытым двухосным вагоном и платформой. Третья категория восстановительных составов должна обладать автомобилями, автодрезинами и всем тем, что может потребоваться для восстановления линий связи, контактных сетей и железнодорожный путей.

В случае аварийной ситуации дежурный или начальник восстановительного состава извещается о случившемся диспетчером или станционным дежурным. После чего, восстановительный поездной состав безотлагательно отправляется к месту аварии. На все сборы и уточнения технический регламент отводит двадцать минут в дневной период и тридцать минут в ночное время.

В районах, где традиционно сохраняются тяжёлые зимние условия, восстановительным составам придаётся в помощь снегоочистительная техника.

Экипаж поезда

Вся ответственность за проведение операции по ликвидации крушения и возможных последствий ложится на плечи начальника восстановительного поездного состава. Он же отвечает за правильную организацию проведения операции и целостность восстановительного поездного состава. В количестве десяти – пятнадцати человек комплектуются аварийно-полевые подразделения из рабочих всех имеющихся служб вагонного и локомотивного депо, находящихся в регионе, который обслуживается подобным составом.

По завершению спасательной операции восстановительный поезд возвращается к месту постоянной дислокации. Всё аварийно-пожарное имущество приводится в исходное состояние. В случае необходимости, инвентарь и снабжение обязательно пополняется.

Инструкция движения поездных составов РЖД определяет порядок движения к месту аварии и обратно.

Экипажи восстановительных поездных составов, входящих в общую систему РСЧС обязаны участвовать в тренировочных учениях, согласно планового регламента. В случае необходимости, подобные команды привлекаются к ликвидации торфяных и лесных пожаров.

Читайте также:

День работника восстановительного поезда в России

«Бит Жизни!», — Дмитрий Жеребцов.

11 ноября в нашей стране отмечается профессиональный праздник – День работника восстановительного поезда. Именно в этот день в 2019 году наркомом путей сообщения СССР Л.М. Кагановичем был подписан приказ №168 Ц «О перестройке работы восстановительных поездов». Появление этого документа было обусловлено неудовлетворительной работой существовавших до того момента вспомогательных составов и привело к созданию восстановительных поездов в системе наркомата путей сообщения.

Ликвидация последствий серьёзных аварий на железной дороге, как по причине техногенных катастроф, так и вызванных последствиями природных стихийных бедствий (столкновения и сходы с путей железнодорожных составов, восстановление повреждённого железнодорожного полотна, контактной сети железной дороги и другие) была и остаётся основной задачей восстановительных поездов.

Помимо решения основных задач, эти специализированные составы могут использоваться при ведении работ по ремонту железнодорожных путей, мостов, стрелочных переводов и других сопутствующих и прилегающих к железной дороге объектов. Фактически, восстановительный поезд является аварийно-спасательным формированием, в задачу которого входит незамедлительное прибытие к месту аварии и ликвидация её последствий в кратчайшие сроки.

И именно Приказ №168 Ц от 11 ноября 2019 года предоставлял восстановительным поездам возможность оперативного выдвижения к месту аварии без проволочек из-за загрузки путей в любом направлении. Помимо создания восстановительных поездов данным документом утверждался и основной принцип их комплектования личным составом, при котором формировался постоянный кадровый состав и резерв без отрыва от производства. Эта мера позволила уйти от остаточного принципа комплектования восстановительных поездов и сформировать постоянный высокопрофессиональный кадровый состав и резерв на случай крупных аварий на железной дороге.

Этим же Приказом учреждалась должность главного инспектора восстановительных средств железнодорожного транспорта. Трудно переоценить вклад бригад восстановительных поездов в обеспечение бесперебойной работы советских железных дорог в годы Великой Отечественной войны, восстановление железных дорог и железнодорожных станций после окончания войны. И в настоящее время важность оперативного решения задач, стоящих перед восстановительными поездами РЖД, не снижается. Их деятельность по-прежнему регламентируется отдельными Положениями, Инструкциями и обеспечивается размещением восстановительных поездов на крупных железнодорожных станциях, имеющих достаточное число локомотивов. Восстановительный поезд обязательно должен располагаться на таких путях, откуда есть возможность выдвижения в любом направлении с целью обеспечить отправление поезда в максимально сжатые сроки. 

Современные восстановительные поезда имеют в своём составе разнообразную технику и вагоны различного назначения, среди которых есть гидравлические домкраты высокой грузоподъёмности, тягачи с лебёдками, гусеничная техника. Они всегда комплектуются запасом рельсов и шпал, имеют в своём составе оборудование, необходимое для осуществления работ в любое время года и в любое время суток. Надо также отметить, что восстановительные поезда железных дорог входят в единую российскую систему по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в качестве аварийно-восстановительных сил и средств. Поэтому они тесно взаимодействуют с подразделениями МЧС России.

Создание и реорганизация восстановительных поездов в настоящее время осуществляется решениями ОАО «Российские Железные Дороги», а готовность к выполнению возможных задач отрабатывается во время плановых и внеплановых проверок. И если техническая составляющая восстановительного поезда определена нормативами и существует по факту, то само выполнение задачи по оперативному выдвижению в зону аварии и ликвидации её последствий на железной дороге в максимально короткие сроки целиком и полностью лежит на плечах личного состава и зависит от умений, навыков и профессионализма людей, задействованных в этой ответственной сфере. И именно они сегодня получают поздравления от руководства, коллег и друзей за свой нелёгкий, но очень ответственный труд.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.